В российском законе понятия «тендер» нет, хотя в обиходе оно звучит довольно часто. Смотрите сайт тендеров по ссылке. Как правило, под ним имеют в виду «конкурентную закупку» — это когда государство или компания сообщает, что ей нужен продукт, — а поставщики предлагают свои варианты. Примерно как если вы в соцсети просите контакты «хорошего специалиста», а вам в комментариях советуют разных людей.
А как проходит тендер? Хочу понятный пример.
Легко! Небольшая самарская фабрика делает йогурт и хочет купить новую одежду для своих сотрудников. В прошлый раз ее покупали в ближайшем магазине, но она оказалась непрочной, а цвета — нелепыми. Фабрика решила посмотреть, что еще есть на рынке. Зарегистрировалась на электронной торговой площадке и описала, чего хочет. Получила десятки предложений и выбрала крошечное ателье из Воронежа с отличными отзывами. Вместе с доставкой спецодежда обошлась дешевле, чем раньше, — и сотрудникам она нравится больше.
А кто устраивает тендеры?
И частные компании, и государство. Первых все больше: рынок корпоративных закупок в 2017 году вырос на 6% — преимущественно о них и будем говорить в этих карточках.
Компании с государственным участием тоже проводят тендеры, например «Роснефть» и «РЖД» (и делают они это по закону 223-ФЗ). Объемы внушительные: в 2017 году госкомпании провели закупки на 27 триллионов рублей.
Наконец, самые известные тендеры — это «госзакупки» (для них есть отдельный закон 44-ФЗ), их проводят на бюджетные деньги. К ним жесткие требования: например, закупки обязательно надо размещать на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, документы оформлять только в стандартной форме.
Зачем так сложно? Можно ведь просто взять и купить, без тендера.
Для частных компаний проведение тендера — это способ стать эффективнее, расширив круг привычных поставщиков. Еще это хороший знак для контрагентов и потенциальных инвесторов: если компания проводит публичные закупки, значит, стремится к открытости. Ну и дополнительный плюс — можно быть уверенным, что ответственные за закупки сотрудники не привлекают в качестве подрядчиков своих друзей.
Что касается государства и компаний с госучастием, тендеры — это в первую очередь попытка доказать свою прозрачность.
Про заказчиков ясно. А зачем мне в этом участвовать?
Тут все очевидно: это поможет вам найти новых заказчиков, войти в пул их постоянных поставщиков, пополнить портфолио и, конечно, заработать. И важно, что электронные закупки — это официальный и открытый канал работы с заказчиком, который не подразумевает «серых» схем.